Проблемы, которые мы сами создаем

Проблемы, которые мы сами создаем

Сообщение Светлана » 10 мар 2020, 18:06

Проблемы, которые мы сами создаем

Большинство воспитателей и дрессировщиков собак уверены: нет плохих и неуправляемых собак; есть плохие и недисциплинированные хозяева. И они во многом правы, т.к. зачастую все наши проблемы с собаками мы создаем себе сами. Прежде всего потому, что все время пытаемся относиться к собаке как к человеку, который понимает речь и знает, что такое хорошо и плохо (на человеческий манер, разумеется).

а) Проблема уместности поведения
Собака не бывает плохой. Для начала, нужно уяснить себе, что собака – это… собака. Для нее естественно лаять, кусаться, грызть, копать, рвать. И все эти виды активности нормальны по сути, но в большинстве случаев все это делается не в том месте, не в то время или по отношению не к тем объектам. К примеру, собаке свойственно грызть – для щенков это способ снять зуд и боль во время смены зубов, для взрослых собак – вариант "чистки" зубов, да и просто способ провести время – не телевизор же им смотреть. Собака может грызть специальные игрушки, но может грызть дверной косяк. В первом случае ее поведение нормально и приемлемо, т.к. совершается по отношению к предмету, специально для этого предназначенному. Во втором случае это – проблема, которую надо решать, пока дело не дошло до ремонта. Но и в том и в другом случае собака ведет себя естественным для нее образом. Просто ее хозяин не смог направить ее активность в приемлемое русло и показать ей, где и когда она может вести себя "как собака".

Воспитывая собаку надо быть ее лидером, опережающим и корректирующим ее действия. Нет смысла запрещать ей что-то грызть – надо показать ей, что ей грызть можно, и где это лучше делать. Не нужно запрещать собаке лаять, достаточно путем поощрения научить ее сохранять спокойствие в тех ситуациях, когда вы не хотите, чтобы она шумела (к примеру, дома ночью). И так далее. Не стройте воспитание (перевоспитание) своей собаки на запретах. Вместо этого предлагайте ей как можно больше интересных способов реализовать себя как собаке. И постоянно поощряйте ее за понятливость и подобающее поведение.

б) Проблема непостоянства требований
Нужно признать, что все ваши проблемы с собакой созданы вашими же руками. Все ее "выходки", "капризы" и прочие действия, усложняющие вам обоим жизнь – это ваша вина. Вы и только вы не справились с ролью наставника и вожака, не показали ей, что и когда можно и нельзя. И виной всему – ваша чисто человеческая непоследовательность. Давайте на чистоту: в достаточной ли мере дисциплинированы вы сами? Это важный вопрос. Собаки живут схемами, алгоритмами. И непоследовательность в нашем поведении по отношению к ним не приводит ни к чему хорошему. Чтобы воспитать/перевоспитать собаку в соответствии со своими требованиями – будьте в них последовательны! Думаете, это так легко?

Вот вам пример:
Вы приходите домой с работы, вас радостно встречает ваша собака, прыгает и норовит поставить на вас лапы. Но на вас тонкая вязаная кофточка, да и в этой юбке вы собирались еще пойти на работу завтра. Поэтому вы недовольно отталкиваете от себя возбужденную псину, кричите на нее, чтобы немедленно перестала царапаться (не дай бог оставит зацепку на кофте или порвет колготки). То есть, поведение ее для вас не желательно. В другой раз вы возвращаетесь домой с прогулки, в немаркой одежде, и бурная встреча, которую устраивает вам ваша пёса, вас совершенно не напрягает – пусть, джинсы она когтями не порвет, к тому же их и так пора стирать. В третий раз вы возвращаетесь из отпуска, вы не видели свое чадо 2 недели и очень соскучились, и вам плевать на то, в чем вы одеты, вы оба рады встрече: пёс прыгает на вас от счастья, а вы в свою очередь радостно начесываете ему бока. А на следующий день вы снова приходите с работы в красивом чистом костюме и… Все по новой. Где же логика и чему вы таким образом научите свою собаку? Собака не умеет оценивать степень маркости и прочности вашей одежды. Для нее ваш приход каждый раз – это одна и та же ситуация, в которой вы ведете себя по-разному. Ваша непоследовательность только усложняет вам обоим жизнь. Кроме того, собака при таком стиле воспитания становится нервной, излишне эмоциональной. Примеров того, как за одно и то же поведение мы то поощряем, то наказываем наших собак, очень много.

в) Проблема смены требований
Еще один вариант непоследовательного поведения хозяев: запрещать взрослой собаке то, что разрешалось ей как щенку. К примеру, вы позволяли щенку мусолить ваши старые тапочки. Пес вырос, вы купили новые тапочки, и теперь всякий раз при попытке их зажевать, вы его ругаете. Попробуйте объяснить, почему. Легче было с самого начала установить запрет на порчу хозяйской обуви, нежели заставить собаку понять, почему ей теперь нельзя то, что раньше было можно.

г) Проблема силы воли (собачий шантаж)
Третий вариант нашей непоследовательности в общении с собакой связан с отсутствием достаточной силы воли. Собака быстро учится приемам шантажа. Здесь работает закон: Если какие-то действия приводят к желаемому результату, то эти действия будут повторяться. Если же на каком-то этапе этих действий будет не достаточно для получения результата, собака будет усиливать действие. Сложно? Вовсе нет. К примеру, однажды ваш щенок заскулил, и вы решили, что он просится на улицу по делам, и вывели его. После первого раза последовал второй. А на третий раз щенок смекнул, что поскулив можно получить прогулку в награду. И начинается первый виток шантажа, во время которого вы еще не понимаете, что вами манипулируют, т.к. щенок вполне может хотеть в туалет чаще взрослой собаки. Но время идет, собака растет, а скулеж продолжается. И однажды вы решаете не реагировать на него. Что делает ваша собака? Начинает скулить громче и настойчивее. В какой-то момент вы думаете, может, ей и впрямь надо… И выводите ее на улицу. Бинго! Сработало. Стало быть, теперь, чтобы добиться прогулки, надо скулить погромче. Если через какое-то время вы и это перестаете замечать, в ход может пойти подкидывание рук, мокрый нос, вылизывание. И вы снова сдадитесь, т.к. проще сводить такого пса-шантажиста на улицу, нежели заставить замолчать. А все началось с невинного щенячьего писка…

Иными словами, если мы что-то запрещаем собаке, но при ее настойчивости все-таки сдаемся – это только усугубляет и закрепляет имеющуюся проблему. Это касается и попрошайничества, и требований впустить в какую-то комнату (в спальню, в детскую, например), и привередливости в еде, и еще массы разных ситуаций, в которых собака умело играет на наших нервах, проявляя гораздо большую силу воли, чем ее хозяева.

д) Проблема ложного поощрения
Всякое наше общение с собакой означает для нее либо поощрение, либо наказание, либо игнорирование. Хотим мы того, или не хотим. Хуже всего то, что мы сами далеко не всегда осознаем, чем для собаки в данный момент является наше поведение: подкреплением, наказанием или оно нейтрально и не несет ни какой воспитательной нагрузки.
К примеру, вы сидите за компьютером, что-то читаете или печатаете. К вам подошел ваш пес, и вы машинально почесали его за ушком. Для вас в этой ситуации нет ни какого особого смысла, она ни положительная, ни отрицательная. А для собаки однозначно положительная, т.к. ее действие – подход к вам, закончился лаской – поощрением.
Описанная выше ситуация вполне невинна. Но есть масса других, в которых мы невольно подкрепляем и поощряем те формы поведения, которые являются нежелательными.

Пример: Ваш щенок реагирует на звонок в дверь лаем, довольно забавно пытается гавкать на входящих гостей. Всем весело: ну надо же, такой маленький, а уже охраняет. Вы ласково пытаетесь его успокоить, гладите, возможно, берете на руки, где он с удовольствием может переключиться, например, на вылизывание вашего лица. С вашей точки зрения, вы всего лишь умилились и успокоили малыша. Но с позиции самого щенка, который не понимает ваших слов, но хорошо распознает интонации, вы дали ему поощрение: погладили, что-то ласково сказали, взяли на руки, проявили повышенное внимание к нему. Теперь вспомните ситуацию, в которой он получил это поощрение. Что он в этот момент делал? Лаял на чужих людей. Именно это его поведение вы и поощрили в невинной попытке его успокоить. Еще несколько повторов, и ваш щенок будет совершенно уверен, что вам нравится, когда он ведет себя агрессивно по отношению к гостям, и что именно этого вы от него и ждете.
Примеров такого невольного поощрения и закрепления нежелательного поведения собак очень много. У меня нет цели перечислять все варианты. Проанализируйте те формы поведения вашей собаки, которые вы считаете не желательными, и вспомните, что вы делали, пытаясь их прекратить. Даже агрессия по отношению к другим людям и собакам чаще всего является следствием невольного поощрения подобных действий в щенячьем возрасте. Пугливость и недоверие – формы поведения, напрямую связанные с ложным поощрением. Если, конечно, это не врожденные психические отклонения.
Светлана
 
Сообщения: 2351
Зарегистрирован: 09 ноя 2010, 19:17

Re: Проблемы, которые мы сами создаем

Сообщение Светлана » 09 янв 2024, 20:06

Недостаток тех или иных веществ в организме можно определить по внешнему виду собаки и по ее поведению:
грызет штукатурку, кирпич, землю - недостаток кальция;
мусолит грязные носки, обувные стельки - недостаток витаминов группы B;
подбирает окурки - недостаток витамина P;
ест кал - недостаток витамина B12.
шерсть становится сухой, взъерошенной, появляется слезотечение -недостаток витамина A;
искривляются кости предплечья, задние конечности становятся X-образными - недостаток витамина D.
Светлана
 
Сообщения: 2351
Зарегистрирован: 09 ноя 2010, 19:17


Вернуться в Уход и содержание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron