МОГУТ ЛИ СОБАКИ ПОНИМАТЬ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ?

МОГУТ ЛИ СОБАКИ ПОНИМАТЬ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ?

Сообщение Светлана » 04 янв 2016, 21:08

МОГУТ ЛИ СОБАКИ ПОНИМАТЬ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ, ПРОСТО НАБЛЮДАЯ ЗА ЛЮДЬМИ?

Стэнли Корен, профессор психологии в Университете Британской Колумбии (Канада) – автор книг об интеллектуальных способностях собак. В своем блоге Canine Corner он рассказывает об интересных моментах в поведении собак. Мы решили знакомить читателей с некоторыми наиболее любопытными материалами. Первый рассказ – об особенностях запоминания слов.

«Недавно я читал лекцию в одном американском университете. По её окончании состоялся небольшой прием, где я смог пообщаться с преподавателями учебного заведения. Меня представили психологу, которая занимается изучением «словарного запаса» собак. Например, таких, как бордер-колли Чейсер, которая, как считается, понимает значения весьма большого количества слов. Хозяин Чейсер – Джон Пилли, профессор психологии, который преподает в колледже Уоффорд в Южной Каролине. Он начал обучать Чейсер, когда та была ещё маленьким щенком, и не прекращает обучение собаки до настоящего времени, каждый день занимаясь с ней 4-5 часов. Большинство слов, которые знает Чейсер – это существительные, в основном, названия игрушек. «Словарный запас» умной собаки содержит около 1000 слов, что равносильно уровню ребенка 3–3,5 лет.

В разговоре со мной психолог из университета возражала против параллелей, которые я провожу, сравнивая то, как усваивают слова собаки и маленькие дети. «Вы должны учитывать важность самого процесса обучения, а не механически подсчитывать слова, значения которых понимает собака. Маленькие дети учатся родному языку, просто наблюдая за людьми и слушая разговоры. У собак не так. Если бы какого-то ребенка нужно было специально поощрять за запоминание каждого слова, то его родители без сомнения обратились бы к врачам», – утверждала моя оппонентка.

Я заверил свою новую знакомую, что собаки на самом деле тоже обучаются многим словам, просто наблюдая за людьми. Собаководы подтвердят, что стоит сказать «прогулка» и пес радостно запрыгает и поспешит к двери. Я знал собаку, которая заслышав слово «ванна» даже в отвлечённом разговоре хозяев, немедленно бежала в укромное место, чтобы спрятаться. К счастью, теперь ученые могут полагаться не только на случайную информацию, но и на данные интересного исследования.

Исследователи Сью Мак-Кинли и Роберт Янг из Университета Де Монфор (Линкольншир, Великобритания) провели любопытный эксперимент. Под наблюдением специалистов собаки изучали слова, просто слушая разговор хозяина и еще одного человека, которого собаки могли рассматривать в качестве конкурента за внимание владельца. Исследователи считают, что повышенный интерес собаки к другому человеку объяснялся тем, что они воспринимали его как соперника и стремились «перенять опыт», стараясь разобраться, каким именно способом незнакомец завладел вниманием хозяина, чтобы позже пользоваться тем же приёмом.

В эксперименте принимали участие случайно выбранные домашние собаки с их владельцами. Каждая собака должна была научиться идентифицировать конкретную игрушку по названию и приносить ее по команде. Были использованы два набора резиновых игрушек. В одном комплекте были игрушки красного цвета (ботинок, огнетушитель и клубника), в другом – желтого (саксофон, зубная щетка и молоток). Все игрушки были примерно одного размера. Одну игрушку выбирали случайным образом из группы. Каждую собаку учили находить одну игрушку среди прочих и приносить хозяину.

Собак обучали, используя два различных метода. Первый: стандартная процедура обучения, основанная на поощрении, такая же, как использовалась при обучении Чейсер. Например, собака должна принести игрушку «Ботинок». Вначале ее привлекают игрушкой, поощряют за то, что она ее взяла. В конечном итоге она получает вознаграждение, только если приносит хозяину игрушку «Ботинок». Когда собака трижды безошибочно выполняла команду, она считалась обученной.

Собак второй группы обучали на принципе «наблюдай и слушай». Здесь собака присутствовала при разговоре хозяина и ещё одного человека. Собаку держали на поводке. Использовалась только одна игрушка, и люди ее «обсуждали». Психологам давно известен факт, что в устном общении человек лучше запоминает конец фразы. Поэтому собеседники тоже всегда употребляли название игрушки в конце фраз. Разговор происходил примерно так.

Владелец: «Вы видите молоток?». С этими словами он вручал игрушку собеседнику.
Собеседник: «Да, вижу. Спасибо за молоток».
Владелец: «Можете ли вы возвратить мне молоток?».
Собеседник отвечал, – «Да. Спасибо за прекрасный молоток», – и возвращал игрушку хозяину.

Разговоры проходили очень эмоционально, чтобы привлечь внимание собаки. Во время разговора собаке не позволялось касаться игрушки. Через несколько минут после окончания «беседы» хозяин просил собаку принести упомянутою игрушку из другого конца комнаты. Его команда звучала как «Принеси молоток». Если собака не могла выполнить команду, в её присутствии проводилась ещё одна «беседа».

Опыт показал, что собаки вполне способны обучаться новым словам, просто наблюдая социальное взаимодействие между людьми. Кроме того, общее время обучения, а также скорость и точность выполнения команд были у контрольной группы такими же, как и при обычной методике обучения за вознаграждение.

Я не сомневаюсь, что собаки, равно как и маленькие дети, умеют узнавать значения многих слов, просто наблюдая и слушая отстранённый разговор. Хотя, конечно, команды они учатся понимать с помощью вознаграждения».
Светлана
 
Сообщения: 2351
Зарегистрирован: 09 ноя 2010, 19:17

Вернуться в Уход и содержание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 24

cron